Законопроект об электронных трудовых книжках принят в Госдуме
Законопроекты «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» и «О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"» (в части формирования сведений о трудовой деятельности застрахованного лица в электронном виде) подготовлены Минтрудом России.
Первым законопроектом предусматривается возможность сбора информации в электронном виде о трудовой деятельности и трудовом стаже работников, в том числе о занимаемых должностях, переводах на другую работу, увольнении и прекращении трудового договора. Эти данные работодатель будет ежемесячно передавать в информационную систему Пенсионного фонда России. Данные сведения работник при необходимости сможет получить у работодателя по последнему месту работы, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в ПФР или самостоятельно на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Ко второму чтению законопроект был доработан. Согласно принятым во втором чтении поправкам, в случае выявления работником неверной или неполной информации в сведениях о трудовой деятельности, представленных работодателем для хранения в информационных ресурсах ПФР, работодатель по письменному заявлению работника обязан исправить или дополнить такие сведения и представить их для хранения в информационных ресурсах ПФР.
Также на работодателей возлагается обязанность уведомить по 30 июня 2020 года включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде. А, соответственно, у работника, устанавливается право путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения трудовой книжки или предоставлением ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Такое заявление работник вправе подать по 31 декабря 2020 года включительно. Если работник не подал ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в бумажном виде.
Работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде, работодатель должен будет выдать трудовую книжку на руки. За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки в бумажном виде, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
При этом формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, будет осуществляться в электронном виде, трудовые книжки оформляться не будут.
Согласно второму законопроекту, с 1 января 2020 года предлагается обязать работодателей предоставлять в ПФР сведения о трудовой деятельности ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. С 1 января 2021 года при приеме на работу или увольнении такие сведения должны будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа.
Ожидается, что изменения в законодательство вступят в силу с 1 января 2020 года.